"Задача на пять лет — сделать энергию дешевле для потребителей"
21 октября 2016 г.Накануне Министерство экономического развития России выступило с предложением провести индексацию тарифов на электричество в 2017 году. По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, тарифы на электричество могут быть проиндексированы на 4%. При этом передача энергии для электросетей станет дороже на 3%. Как сообщили в ведомстве, именно такие цифры закладываются в макропрогноз профильного министерства на последующие три года.
Президент компании "Русэнергосбыт" Михаил Андронов в интервью телеканалу LIFE78 объяснил, как изменилась ситуация в российской энергетике за последние 10 лет и что можно сделать в будущем для замедления роста тарифов на электроэнергию.
Прежде чем анализировать прогнозы в российской энергетике на ближайшие три года, нельзя не поговорить о том, с чего вообще всё начиналось. 10 лет назад стартовала всем известная энергетическая реформа. Десятилетие — это порядочный срок, и сейчас уже даже не все помнят, ради чего всё это затевалось Когда начиналась реформа, то все понимали и это активно обсуждалось, что у потребителей должна быть более дешёвая электроэнергия и что её должно быть много. Все, наверное, помнят заголовки тех дней — "Крест Чубайса", "Веерное отключение", "Энергосистемы на уровне краха" — и так далее. Действительно, в конце 1990-х — начале 2000-х годов ситуация в электроэнергетике была просто плачевная. Что-то не ремонтировалось, новые станции не строились уже более 10 лет, частично даже были потеряны технологии строительства, которые за эти десять лет были восстановлены. То есть фактически была ситуация, когда энергетика (а она является необходимой всем — и населению, и промышленности) находилась в таком состоянии, что она вот-вот могла остановиться.
И как обстоит ситуация теперь — мы идём по назначенному пути или что-то поменялось?
Десять лет назад была поставлена задача создать рынок электроэнергии. Почему рынок? Потому что в советское время всем, в том числе и строительством электростанций, руководил госплан. И, конечно, около каждого большого завода и большого города была построена электростанция. Если бы кто-то построил не одну, а две электростанции, то, наверное, его в лучшем случае уволили бы с работы. У нас была плановая экономика, и рынок как таковой не мог работать. Поэтому цель реформы: за десять лет построить рыночную экономику в энергетике.
Нам это удаётся?
Вы знаете, да. Одно из достижений последних лет: Минэнерго и Правительство взяли такой курс, и сейчас мы видим, что созданы условия: было построено много новых электростанций, существенно улучшилась сетевая структура страны. Теперь есть все условия для работы полноценного рынка электроэнергии в России.
Если взять ситуацию, которая у нас есть сейчас, и сравнить с той, которая была 10 лет назад, что можно сказать о доступности энергии: стала ли она дешевле, есть ли конкретный эффект, который могут прочувствовать на себе потребители?
Ситуация с точки зрения электроэнергетики поменялась: у нас введено большое количество новых, самых современных, на уровне мировых аналогов электрических станций, экономичных, надёжных. Но для потребителя, к сожалению, пока идёт только рост цены. В какие-то годы он был достаточно большой, сейчас рост замедлился, и за прошлый год при инфляции 13% рост на электроэнергию составил всего 6,5%, то есть в два раза меньше. Но тем не менее удорожание продолжается, энергия пока не дешевеет.
Почему это происходит?
Потому что в идеальной рыночной экономике при избытке производителей (а в частности, у нас в энергетике избыток производителей) цена, конечно, должна падать. Но для того чтобы она падала в энергетике, в силу того, что отрасль контролируется и регулируется государством, необходимо не только повлиять на количество поставщиков энергии (что было сделано), но и поменять правила игры, правила работы участников рынка. В настоящий момент Министерство энергетики взяло ситуацию под контроль: сейчас начинается активное обсуждение новой модели рынка электроэнергии, которая, на наш взгляд, позволит не только надёжно снабжать потребителя — эта цель уже достигнута, — но также и создать условия, когда потребители начнут получать электроэнергию по более низкой цене.
А благодаря чему мы всё-таки сможем добиться снижения цены?
Расскажу подробнее о механизме. В настоящий момент система оплаты электроэнергии построена таким образом, что абсолютное большинство электростанций (независимо от количества энергии, которое они вырабатывают, если они соответствуют определённым критериям) получают деньги, которые покрывают все их расходы. Соответственно, электростанции не заинтересованы продавать энергию по максимально низкой цене, чтобы получить долю на рынке, как это делают, например, производители автомобилей, продуктов питания и так далее.
Наше предложение: чтобы производители электроэнергии не получали оплату гарантированно с рынка электроэнергии, а получали только в случае, если они подпишут прямые договоры с покупателями электроэнергии. То есть необходимо создать условия, когда они будут заинтересованы (пусть на начальном этапе это произойдёт не в 100%, а в какой-то части, пусть в 5—10%), будут получать деньги только в случае, если они заключат прямой договор с потребителем. Это и позволит создать рыночный механизм, когда компании будут заинтересованы отдавать со скидкой и привлекать потребителей к покупке электроэнергии.
Каковы реальные сроки воплощения этого механизма?
Мы понимаем, что вопрос непростой, что важно, вводя новые правила игры, не нарушить механизм снабжения, потому что, вы понимаете, каждую секунду все потребители страны получают электроэнергию, в этот момент станции работают. Это сложный механизм, который управляется и Министерством энергетики, и системным оператором, и нарушить его нельзя. Надо сделать переход таким, чтобы потребитель заметил только одно: цена вдруг стала снижаться. Это задача.
Что касается сроков, мы думаем, что этот год и как минимум половину следующего года займёт дискуссия, обсуждение, выработка сначала концепции, а потом документов, которые будут регулировать новые правила. Я считаю, что пять лет — это совершенно реальный срок, чтобы потребитель почувствовал на своём кошельке, что энергия стала дешевле и что при этом не появилось ни угрозы отключения, ни утраты надёжности — потребитель увидел бы только экономические плюсы от реформы.
В этом случае резко увеличится конкуренция. Как оцениваете ваши шансы при таком раскладе?
Мы всегда работаем на стороне потребителей и понимаем, что потребители, видя избыток производителей, разумно предполагают, что в случае избытка они должны получать какую-то экономию, скидку. И мы понимаем, что наша работа, как была и всегда, в том, чтобы предложить клиентам оптимальные условия, наиболее дешёвую покупку и дать им сэкономить на своих ресурсах. Это наша задача, и мы думаем, что наше видение позволит нам сохранить лидерство на рынке, которое есть уже более 10 лет.