Возврат «последней мили» на 10% замедлит рост промышленного производства на энергоёмких предприятиях
22 октября 2018 г.Предложение Минэнерго об увеличении в 1,5 раза тарифов ФСК (фактический возврат запрещённой с июля 2017 года «последней мили», одного из механизмов перекрёстного субсидирования в электроэнергетике) приведёт к ежегодному замедлению роста промышленного производства на крупнейших предприятиях, подключенных к магистральным сетям, на 10%. Регуляторы не учитывают, что после прекращения «последней мили» промышленность продолжает нести 66% или две трети от всего объёма перекрёстного субсидирования, за счёт которого финансируются льготные тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей. На малый и средний бизнес, потребляющий около половины общего объёма электроэнергии, в тарифах сетевых монополий закладывается только 34% или треть всей «перекрёстки». Об этом говорят результаты анализа, проведенного Ассоциацией «Сообщество потребителей энергии».
После отмены «последней мили» промышленность продолжает финансировать две трети объёмов перекрёстного субсидирования в сетевых тарифах
Повышенная нагрузка на промышленность может возрасти. Ранее, Минэнерго и сетевые монополии неоднократно заявляли, что необходимость увеличения тарифов ФСК (речь идёт о фактическом возврате отменённой в 2017 году «последней мили») нацелена на равномерное распределение объёмов перекрёстного субсидирования между промышленностью и малым и средним бизнесом. Якобы, после отмены «последней мили» финансовая нагрузка по перекрёстному субсидирования с энергоёмкой промышленности непропорционально распределилась на малый и средний бизнес. Однако, как показал анализ сетевых тарифов, установленных на текущих год, промышленность продолжает финансировать львиную долю перекрёстного субсидирования, и никакого равномерного распределения перекрёстного субсидирования при увеличении в 1,5 раза сетевых тарифов для потребителей ФСК не произойдёт. Наоборот, финансовая нагрузка распределится ещё более неравномерно, чем сейчас, увеличив бремя перекрёстки для промышленности до 74% в общем объёме.
Где просчитался регулятор? Дело в том, что большинство промышленных предприятий подключены одновременно к магистральным сетям ФСК и региональным распределительным сетям, поэтому прекращение «последней мили» не отменило, а только незначительно снизило объём их финансовой нагрузки.
Анализ действующих сетевых тарифов распределительных сетей по 25 индустриально развитым регионам страны, в которых формируется около половины всего объёма «перекрёстки», показывает, что на потребителей, подключенных к электрической сети на высоких уровнях напряжения (а именно эти уровни напряжения - от 35 кВ и выше, ВН и СН-I - используют промышленные потребители), после прекращения «последней мили» приходится 66% или две трети общего объёма перекрёстного субсидирования. При этом доля электропотребления промышленности в общем объёме меньше, и составляет всего 57%. Получается, что на половину объёмов потребления приходится две трети всей «перекрёстки».
В то же время предприятия среднего и малого бизнеса, подключенные к электрической сети на низких уровнях напряжения (НН и СН-II, до 35 кВ), и с долей электропотребления в общем объёме на уровне 43%, несут более скромную нагрузку по перекрёстному субсидированию в размере 34% от суммарного объёма.
Таким образом, предложение о возврате «последней мили» приведёт не к равномерному перераспределению перекрёстного субсидирования, как утверждает Минэнерго, а к ещё большим диспропорциям, увеличивающим финансовую нагрузку на промышленность.
Завышенные расходы на оплату электроэнергии снижают рост промышленного производства
Согласно расчётам Центра ситуационного анализа и прогнозирования ЦЭМИ РАН, рост цены электроэнергии на 1% приводит к снижению физического объёма промышленного производства на 0,1%. При среднегодовом росте промпроизводства в ближайшие три года в размере 2,7% (данные прогноза Минэкономразвития на 2019 – 2021 гг.) и доле сетевых тарифов в платежах за электроэнергию энергоёмких потребителей около 30-40%, по расчётам Ассоциации «Сообщество потребителей энергии», полуторакратное увеличение тарифов ФСК для промышленных потребителей приведёт к замедлению роста промышленного производства на крупнейших предприятиях, подключенных к магистральным сетям, на 10% ежегодно.
Ассоциация против предложения Минэнерго и сетевых монополий о фактическом возврате «последней мили» и увеличении объёма перекрёстного субсидирования, возлагаемого на промышленность, и предлагает направить усилия на снижение операционных затрат (снижение потерь, организация учёта, повышение платежной дисциплины бюджетных и небюджетных организаций), пересмотреть инвестиционные программы сетей с точки зрения их окупаемости и востребованности. Это лучше, чем увеличивать нагрузку для энергоёмкого бизнеса, развивающего экономику и создающего новые рабочие места.