Анализ последствий утверждения проекта "модернизации" ТЭС, предложенного Минэнерго России
5 июля 2018 г.АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ
утверждения проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросам проведения отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций»
26 июня 2018 г. Минэнерго России опубликовало для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru проект изменений в нормативные правовые акты, целью которого заявлена «модернизация» генерирующих объектов ТЭС. Стоимость решений, предусмотренных проектом, для экономики Российской Федерации, включая бюджетную сферу, составляет более 4,4 трлн рублей.
Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» отмечала ранее, что инициатива Минэнерго основана на ошибочных посылах о якобы грядущем дефиците мощности в 2025 году, который не подтверждается данными самого ведомства.
Рассмотрев проект изменений, Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» считает необходимым обратить внимание на последствия его утверждения.
ДЛЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ:
- Сокращение конкуренции на рынке электроэнергии и мощности (сужение конкурентного рынка), искажение ценовых сигналов и общее снижение эффективности тепловой генерации. Утверждение новых масштабных договоров о предоставлении мощности (ДПМ) на «модернизацию» (объём охвата мощности, согласно проекту, составляет 39 ГВт +) ликвидирует стимулы к повышению эффективности генераторов на рынке электроэнергии (рынке «на сутки вперед», РСВ), поскольку проектом Минэнерго предусматривается фактически полное возмещение капитальных затрат и доходности на «модернизацию» за счет платежей на рынке мощности. Доля доходов с рынка электроэнергии в суммарном платеже, согласно параметрам, указанным в проекте, может составлять всего 4%, а остальные 96% - возмещаться платежами потребителей за мощность. Таким образом, при обязательных платежах потребителей за мощность реальная загрузка модернизированного оборудования не гарантирована. Значительный объём всей выручки поставщиков с 2022 года будет формироваться за счёт различных механизмов «регулирования» - 70-75% платежа за мощность будут составлять нерыночные доплаты, субсидии и надбавки (ДПМ, ДПМ ТБО, ДПМ ВИЭ, субсидии для ДвФО и др.). В этих условиях исчезает зависимость размера платежа от эффективности работы и уровня загрузки генерирующего объекта, корректирующие эту ситуацию меры в проекте отсутствуют. В результате платежи за мощность трансформируются в ренту или абонентскую плату, собираемую с экономики владельцами генерирующих объектов вне зависимости от объёма и эффективности поставок электроэнергии.
- Снижение уровня загрузки электростанций и электросетевой инфраструктуры, обострение проблемы перекрёстного субсидирования. Рост цены РСВ в связи с сокращением относительно дешевого предложения (ежегодное выбытие по 4 ГВт для «модернизации») и задвоение платежей в КОМ и через ДПМ на одни и те же цели (капитальные ремонты/реконструкция генерации) ведут к снижению привлекательности единой энергосистемы для потребителей. Цена КОМ уже учитывает расходы генераторов на текущие и капитальные ремонты, обеспечивает необходимую доходность для эффективных энергоблоков, предусматривает амортизационные отчисления, которые могут использоваться и уже используются для глубоких ремонтов и реконструкции/замены оборудования. Таким образом, утверждение дополнительных платежей, предусмотренное проектом Минэнерго, удваивает расходы потребителей на идентичные цели.
- Углубление технологического отставания тепловой генерации. Проектом не предусмотрены стимулы для повышения эффективности ТЭС, инициатива Минэнерго поощряет воспроизводство технологий середины прошлого века – паросиловых установок с низким КПД (34-38%). Уровень локализации оборудования, установленный в проекте (90%), является запретительным для трансфера и развития современных высокоэффективных технологий на территории Российской Федерации. Отечественной промышленностью ещё не освоено производство газотурбинных установок с КПД до 50-60%. В итоге к 2030 году энергосистема снова достигнет 50-70% износа генерирующих мощностей (150 ГВт) и потребуется новый цикл инвестиций в отсутствие какого-либо задела для развития современных высокоэффективных технологий. Консервация устаревших технологий в тепловой генерации создаёт для ТЭС риск постепенного проигрыша конкуренции на рынках электроэнергии другим видам генерации (АЭС, ГЭС, ВИЭ), усиливает стимулы к дальнейшей котельнизации теплоснабжения.
ДЛЯ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ:
- Углубление технологического отставания и деградация отрасли. Заказы на устаревшую технологию паросиловых блоков дадут отечественному машиностроению временный эффект искусственного, нерыночного спроса, который обнулится сразу после завершения программы «модернизации» – в реальных рыночных условиях технология тепловой генерации с КПД 34-38% неконкурентоспособна.
- Усиление зависимости от зарубежных поставок оборудования и комплектующих. Отсутствие трансфера и мер по локализации производства высокоэффективных технологий сохраняет и со временем усиливает зависимость от зарубежных поставок оборудования и комплектующих из-за износа энергоблоков на базе ГТУ и ПГУ, построенных по прежней программе ДПМ, а также в рамках аналогичных проектов вне ДПМ. Технологии ПГУ и ГТУ составляют более 10% от общей мощности в структуре ЕЭС России. По состоянию на 1 января 2017 года в России эксплуатировалось около 2150 объектов ГТУ суммарной установленной мощностью около 28,1 ГВт.
ДЛЯ ЭНЕРГОЁМКИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
- Снижение инвестиционного потенциала. Проект предусматривает искусственное, в отсутствие реального спроса, изъятие 4,4 трлн рублей из промышленных секторов экономики. Более половины предполагаемых платежей потребителей на «модернизацию» является доходностью генерирующих компаний и банков. Утверждение проекта отвлечёт значительные средства от собственных инвестиционных проектов промышленных предприятий.
- Снижение конкурентоспособности продукции российских предприятий. Введение новых платежей вкупе с ростом уже имеющихся надбавок к цене мощности и перекрёстного субсидирования приведёт к превышению цен на электроэнергию для промышленных потребителей над соответствующими ценами в США и ряде европейских стран уже на горизонте 2022 года. Темпы роста цены электроэнергии с учётом мощности в период с 2011 по 2046 годы гарантированно превысят темпы роста уровня инфляции. В среднем ежегодный платёж потребителей с 2022 года увеличится на 180 млрд руб.
ДЛЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ МОНОПОЛИЙ:
- Рост цен и тарифов на электроэнергию приведёт к увеличению издержек на транспортировку газа, нефти, железнодорожные перевозки. Увеличение издержек потребует увеличения тарифов инфраструктурных монополий и усилит давление на промышленность.
ДЛЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА:
- Рост цен на электроэнергию, закупаемое сырьё и материалы.
- Снижение инвестиционного потенциала.
- Снижение конкурентоспособности продукции и услуг. Рост издержек ведёт к необходимости увеличивать отпускные цены на товары и услуги.
ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ:
- Рост цен на товары и услуги.
ДЛЯ ЭКОНОМИКИ В ЦЕЛОМ:
- Сохранение высокой энергоёмкости ВВП. Конкурентные преимущества российской экономики, связанные с доступными и недорогими топливными природными ресурсами (газ, уголь, нефтепродукты) не транслируются из электроэнергетики на другие отрасли экономики, т.к. весь эффект поглощается энергокомпаниями (низкая энергоэффективность старых энергоблоков, высокие непроизводственные затраты, оплата невостребованных проектов «модернизации», сверхдоходы на рынках электроэнергии и мощности расходуются на покупку конкурентов, выкуп собственных акций, выплату дивидендов). Возможности для создания производств с высоким уровнем передела и структурных изменений в экономике сокращаются, сохраняется её сырьевой характер.
- Рост затрат на электроэнергию в расходах бюджета. Расходы финансируемых из бюджета организаций и учреждений (образовательные, лечебные и т.д.), в случае утверждения инициативы Минэнерго, увеличатся пропорционально их потреблению наравне с другими предприятиями и организациями Суммарный рост расходов бюджета, в случае утверждения проекта Минэнерго, составит около 10 млрд руб. в год.
- Рост инфляции. Значительную часть (более половины) расходов на «модернизацию» составляют непроизводственные издержки – доходность банков и энергокомпаний. Инфляционное давление проекта оценивается на уровне 0,1-0,2% в год.
- Сокращение поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за счет сокращения базы для их начисления. Рост издержек на оплату энергоресурсов сократит налогооблагаемую базу, приведет к сокращению продаж и выручки предприятий. Сокращение доходов бюджета за счёт снижения платежей по налогу на прибыль потребителей энергии оценивается в размере 36 млрд руб. ежегодно.