Крупный бизнес заплатит за всех

6 февраля 2014 г.

За новыми предложениями энергетиков о повышении доступности энергетической инфраструктуры крупные промышленники усмотрели трехкратное повышение тарифов и попытку нагрузить их дополнительными издержками.

Агентство стратегических инициатив (АСИ) при правительстве РФ дополнило «дорожную карту» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» несколькими положениями, направленными на упрощение некоторых процедур подключения к энергосетям. Новые предложения по сокращению сроков и стоимости присоединения к объектам энергетики в целом нравятся представителям малого и среднего бизнеса. Однако объединяющее крупнейшие компании НП «Сообщество потребителей энергии» уже всерьез обеспокоилось тем, что новеллы могут привести едва ли не к трехкратному увеличению для промпредприятий расходов на энергию. Они считают, что сетевые энергокомпании под предлогом содействия малому бизнесу попросту хотят переложить свои издержки на крупный бизнес.

Опыт Ростова – закон для всех

 Очередные предложения в «дорожную карту» на этот раз были внесены ОАО «Россети», Минэнерго России, ФСТ России, Минэкономразвития России, ФАС России, а также другими представителями рабочей группы.

В целом в АСИ отмечают, что реализация прежних положений документа уже дала положительные результаты.

«В частности, очень удачно выполнено поручение президента провести в Ростовской области пилотный проект по сокращению сроков прохождения разрешительных процедур при выделении земель для строительства, в том числе объектов электросетевой инфраструктуры, – пояснил "Эксперт Online" представитель АСИ в ЮФО, председатель правления НП "Территориальные сетевые организации" Александр Хуруджи. – Здесь удалось сократить сроки согласования в разных инстанциях с 369 дней до 100 или 90».

В итоге теперь в «дорожную карту» включено положение о тиражировании положительного опыта Ростовской области по всей стране. Региональным властям необходимо уже к апрелю этого года подготовить необходимые поправки в регламенты местных разрешительных служб.

Кроме того, «дорожная карта» предполагает исключение обязательного согласования с Ростехнадзором введения в эксплуатацию линейных объектов электросетевой инфраструктуры с классом напряжения до 20 кВт. Речь идет, как правило, о типовых трансформаторных подстанциях, к которым подключают новые жилые дома или коммерческую недвижимость. Предполагается, что это позволит сократить срок подключения к сетям еще на 30 дней.

Согласно целям «дорожной карты», упрощение всех разрешительных процедур при подключении к сетям позволит существенно улучшить инвестиционный климат в регионах.

«Наши клиенты, инвесторы отмечают, что в последние годы во многих регионах стало проще вводить жилые и промышленные объекты в эксплуатацию, – пояснил "Эксперт Online" партнер консалтинговой компании "НЕО ЦЕНТР" Алексей Медников. – Раньше вообще был беспредел: тебе надо всего-то несколько сотен киловатт мощности, а заставляли за это переложить три километра кабеля. Сейчас эксцессы возникают в основном только в тех случаях, когда инвестор сам, без оглядки на энергетиков, начинает строить объект, а уже потом идет за техническими условиями. Но это уже редкие случаи, потому что во многих регионах стало появляться больше площадок с уже готовой инженерной инфраструктурой, построенной в том числе при участии местных бюджетов».

 

Тарифы сделают понятными

 

Пожалуй, наиболее значимыми для малого и среднего бизнеса являются новые положения «дорожной карты», которые устанавливают принципиально иные принципы образования тарифа на подключение к сетям.

Местные энергетические комиссии к августу этого года должны будут разработать и утвердить единые тарифы на технологическое присоединение по каждой категории потребителей на весь период регулирования по каждому уровню напряжения. Ранее приходилось согласовывать с местными тарифными службами каждый объект. Точно так же регуляторам придется разработать и единые ценовые стандарты для местных сетевых компаний. По сути, бизнес избавят от необходимости «ходить на поклон» в тарифные службы при вводе объекта в эксплуатацию, что сократит и коррупционные риски, и сроки заключения договоров с сетевыми компаниями.

«Проблема только в том, что объекты бывают очень разные, и как удастся установить единые тарифы, пока трудно представить, надо внимательно смотреть методику, – сомневается независимый эксперт в области энергетики, сопредседатель "Деловой России" Сергей Чижов. – Может получиться так, что кто-то будет платить больше, чем потребляет».

«С технической стороны, конечно, к каждому объекту разный подход, – говорит Александр Хуруджи. – Но если посмотреть на масштаб, то видим, что у нас 300 сетевых организаций, в каждой десятки, сотни, а то и тысячи заявителей ежегодно. И по каждому надо послать дело в тарифную службу, а это масса времени. Проведя опрос предпринимателей, мы увидели, что для объектов малого и среднего бизнеса разница составляет в 1-2 тыс. рублей за киловатт, что для многих несущественно. Если получится, что кто-то переплатит за подключение, тот сможет получить скидку в следующем периоде.  Но главная идея – чтобы было понятно: в каком регионе, муниципалитете и у какой именно сетевой организации сколько стоит техническое подключение».

 

Одним за счет других?

 

Другим немаловажным для малого и среднего бизнеса новшеством в АСИ считают новое положение «дорожной карты», исключающее необходимость обязательного согласования проектов внутреннего и внешнего электроснабжения объектов с мощностью потребления до 150 кВт. Сейчас срок такого согласования составляет 20 дней.

Однако тем же пунктом устанавливается такая обязанность для заявителей с присоединяемой мощностью энергопринимающих устройств свыше 5 МВт. То есть для крупных промпредприятий.

«Эти требования приведут к необоснованному для крупных потребителей электроэнергии удорожанию работ по проектированию в среднем на 10-20% и увеличению сроков разработки проекта, – пояснил "Эксперт Online" Валерий Жихарев, директор департамента розничного рынка и сетей НП "Сообщество потребителей энергии". – Это, по сути, перекладывание ответственности с сетевых организаций на потребителей электрической энергии, что создаст дискриминационные условия по доступности потребителей электрической энергии к сетевой инфраструктуре по сравнению с сетевыми организациями и генерирующими компаниями. Потому что за потребителями электрической энергии предполагается закрепить обязательность согласования проектной документации и необходимость согласования схемы выдачи мощности и схемы внешнего электроснабжения с системным оператором и сетевой организацией».

По предложению сетевых компаний и Минэнерго в «дорожную карту» включено положение, никак не влияющее на малый бизнес, но сильное нервирующее крупный. Речь идет об установлении ответственности потребителей, не соблюдающих условия договоров по объемам выбора энергии. Предполагается, что для них будут установлены штрафы за заявленные ранее, но не выбранные объемы под угрозой одностороннего расторжения договора. Речь идет, как правило, о крупных предприятиях, которые резервируют большие мощности, а оплачивают энергию по факту потребления. Энергетики говорят, что такое положение дел не позволяет распределять резервы среди других потребителей.

«Минэнерго, скорее всего, просто хочет, чтобы крупные потребители оплатили неэффективность сетевых организаций через оплату резервируемых мощностей, – говорит Валерий Жихарев. – При этом концентрирует всю финансовую нагрузку на крупных потребителях электрической энергии, не учитывает тот факт, что, как правило, "резерв", выбран в основном потребителями до 150 кВт.»

В НП «Сообщество потребителей энергии» считают, что проблема эта имеет системный характер и связана с тем, что многие регионы и города не имеют территориальных планов развития. Поэтому и бизнес не может точно планировать свои объемы на среднесрочную перспективу, в том числе и по объемам энергии.

«По нашим исследованиям, введение этой меры приведет к росту тарифной нагрузки на промышленность более чем на более 20%, – продолжает Валерий Жихарев. – А в зависимости от отрасли экономики и особенностей производственного цикла для ряда предприятий может составить до 200-300% увеличения финансовой нагрузки».

Александр Хуруджи признает, что проблема отчасти общая. Дело в том, что часто резервы выбирают так называемые льготники. Дело в том, что потребителям до 15 кВт (небольшой дом или павильон) предоставили существенную льготу: при подключении к сетям они платят лишь 550 рублей.

«А сетевым компаниям издержки на такие подключения обходятся до 100 тыс. рублей, – говорит Александр Хуруджи. – Изначально был расчет на то, что эти льготы адресованы малому и микробизнесу. А на самом деле большей частью под такими "льготниками" скрываются садоводческие товарищества и прочие, кто выбирает не больше 2 кВт. А резервы на них запланированы, издержки покрываются за счет тарифов других потребителей».

В результате в «дорожную карту» также вошли планы по оптимизации льгот, то есть установлению более адресного их распределения. Напомним также, что положения «дорожной карты» – это лишь план действий, он будет воплощен в проектах законов, которые пройдут публичное обсуждение.

 

«Энергетики хотят поставить промышленников на колени»

 

Члены НП «Сообщество потребителей энергии», а это более десятка крупнейших российских компаний и потребители более 20% потребляемой в стране энергии, крайне недовольны новой редакцией «дорожной карты» АСИ в части доступа к энергосетям. Главная претензия – исключение из «дорожной карты» положения, которое предполагало разработку методики по снижению издержек сетевых компаний. НП не раз обращало внимание Минэкономразвития России на недопустимость снижения платы за услуги по технологическому присоединению за счёт перекладывания расходов в плату за услуги по передаче электрической энергии. Об этом и других положениях дел в энергетике мы подробнее расспросилиВалерия Жихарева.

– Валерий, почему вы считаете, что введение согласования проектов электроснабжения для крупных потребителей обернется для них большими издержками и поставит в зависимость от сетевых компаний?

– Речь не столько о введении согласования, сколько о странном его порядке. Во-первых, эта новелла абсолютно не учитывает сложившуюся практику взаимодействия между участниками рынка электроэнергии и наличие значительного количества параллельных процессов в энергетической системе Российской Федерации. Во-вторых, требования, предусматривающие выдачу технических условий уже после разработки схем внешнего энергоснабжения, противоречат логике осуществления процедуры технологического присоединения. Просто потому, что до получения технических условий потребителю электрической энергии не известны точки присоединения к электрической сети. В-третьих, при разработке схем внешнего энергоснабжения требуется доступ к информации об осуществленных, осуществляемых и перспективных технологических присоединениях и энергетических нагрузках соответствующих энергорайонов. В настоящее время данной информацией обладают только сетевые организации.1 То есть промышленники попадут в зависимость от энергетиков.

– И чем это обернется?

– Будут возникать ситуации, когда несколько потребителей электрической энергии будут обязаны сделать один и тот же объем работ по анализу балансов энергорайона, разработке показателей развития и прочему. При этом, не зная о перспективах присоединения других потребителей, их работа будет избыточной и невостребованной, так как технические решения по возможной реконструкции внешних сетей не будут учитывать перспективные изменения, что приведет к увеличению сроков и затрат на технологическое присоединение. Это совершенно не вяжется с объявленной руководством страны политикой по снижению издержек. А ведь издержки крупного бизнеса больше всего отражаются на неэффективности экономики в целом.

– И что вы предлагаете в этой части, чем дополнить «дорожную карту»?

– Необходимо в первую очередь провести более детальное исследование существующей практики по разработке и согласованию проектной документации, схем внешнего энергоснабжения с учетом региональных особенностей, специфики взаимодействия субъектов электроэнергетики, дифференциации заявителей, необязательности выполнения потребителями электрической энергии указанной процедуры.

– Дополненная «дорожная карта» предполагает общую ответственность сетевой организации и заявителя за несоблюдение сроков технологического присоединения. Почему вы полагаете, что затраты промышленников на энергию при этом могут увеличиться в некоторых случаях в три раза?

– За этой благовидной формулировкой об ответственности скрываются опасные для экономики и для бизнеса системные необратимые последствия. Вообще-то правительство в мае 2012 года поручало Минэнерго, Минэкономразвития, ФСТ и ФАС несколько иное. А именно – подготовить предложения об установлении порядка определения стоимости услуг по передаче электрической энергии с оплатой резервируемой максимальной мощности на основе анализа объемов резервируемой максимальной мощности и оценки тарифных последствий от введения данного механизма. Речь идет о сетевых мощностях, которые якобы поддерживаются сетевыми организациями в интересах потребителей. Но до настоящего времени результаты или методика проведения такого анализа не выносились на публичное обсуждение с участниками рыночного сообщества. Необходимый для этого мониторинг объема фактически поддерживаемого для потребителей резерва сетевой мощности не проводился. Не оценивалось также, какая категория потребителей является реальным адресатом усилий сетевых организаций по поддержанию «резерва». Таким образом, условие о предварительном проведении адекватной оценки объема реально поддерживаемого такого «резерва» и анализа экономических последствий введения его оплаты не выполнено. Адекватной симметричной ответственности сетей Минэнерго не предложило.

– И эти необоснованные, по-вашему, расходы хотят переложить на крупных потребителей?

– Вот именно. Хотя сейчас все расходы сетевых организаций на содержание электросетевого хозяйства учитываются в тарифах и оплачиваются потребителями электрической энергии в полном объеме. Отсутствуют и технологически обоснованные данные о наличии и величине дополнительных расходов сетевых организаций на поддержание так называемого «резерва» в интересах потребителей. Изначально при разработке целевой модели розничных рынков электроэнергии положения об оплате услуг по передаче электрической энергии исходя из максимальной мощности (по сути – оплата «резерва») были исключены из проекта в связи с непрозрачностью и очевидной  избыточностью расходов, включаемых в сетевой тариф. Но теперь их, видимо, пытаются вернуть таким образом. Через черный вход.

– К чему привели или могут привести проблемы с планированием в регионах?

– Вы верно уловили суть. Основная причина возникновения полемики о доступности энергетической инфраструктуры, приведшей в том числе к разработке «дорожной карты», связана с отсутствием единого межрегионального межотраслевого плана. Он должен учитывать региональные особенности ведения бизнеса, влияние кризисных ситуаций в экономике на загрузку сетевых мощностей и многое другое. А это позволило бы не просто урегулировать вопросы как со сроками и стоимостью технологического присоединения, это вообще могло бы исключить саму возможность возникновения даже мысли о введении платы за резерв мощности.

Вследствие особенностей топологии сетей и размещения центров питания в большинстве случаев на мощность, высвободившуюся при отказе крупного промышленного предприятия от резерва, новые потребители не появятся. Крупные промышленные предприятия, как правило, расположены вдали от развивающихся жилых районов, деловых центров и зон перспективной застройки, где, по данным сетевых компаний, заявки на технологическое присоединение сталкиваются с наибольшим дефицитом мощности. Этот просчет наиболее нагляден на примере отдельных регионов (в частности, республика Карелия) и моногородов, где нет и в обозримой перспективе не будет иных потенциальных потребителей сравнимого объема сетевой мощности, кроме промышленности.

– Какие еще новшества, по-вашему, приведут к увеличению издержек предприятий?

– Положение, позволяющее при подключении игнорировать нежелание потребителей электрической энергии – владельцев энергообъектов разрешать подключение к своим сетевым мощностям. Если простыми словами, то речь идет о предприятиях, которые содержат свои энергообъекты и которым будут навязывать сторонних потребителей без их согласия. Эти объекты не относятся к единой национальной электрической сети, а необходимость реализации мероприятий по технологическому присоединению может привести к нарушению технологических процессов. Поэтому считаю, что это не только приведет к возникновению дополнительных заведомо избыточных расходов, но может навредить производству вплоть до его остановки.

– А чем вам не нравится предложение об исключении необходимости согласования с Ростехнадзором строительства энергообъектов с классом напряжения до 20 кВ?

– Предложение замечательное. Но дело в том, что в текущей редакции этот пункт вообще о другом. А ранее речь шла о разработке методики ранжирования сетевых организаций на основе лучшего мирового опыта. Эта методика позволила бы оценивать эффективность деятельности сетевых организаций, в том числе реально оценить их ориентированность на снижение неэффективных издержек в рамках применения нового порядка нормирования потерь, определения операционных издержек методом сравнительного анализа и внедрения нормативов стоимости строительства электросетевых объектов. Сделать это предполагалось еще в декабре прошлого года, но срок вышел, и пункт почему-то просто предлагается исключить из «дорожной карты». ФСТ России информация по его исполнению не представлена. Поэтому я выступаю против его исключения из «дорожной карты».

Александр Лабыкин

Эксперт-Online, 06.02.2013

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?