Тарифы без тормозов
12 сентября 2013 г.Ситуация в экономике страны ухудшается. Даже оптимисты вынуждены признать это. Напомню, в 2013 году прогноз Минэкономразвития по объему ВВП уже трижды пересматривался в сторону понижения. В начале года прогнозировали 3,6%, затем снизили до 2,4%, а цифра, озвученная на днях, вдвое меньше первоначального прогноза — 1,8%. Прогноз промышленного роста снижен с 2 до 0,7%.
Два ключевых индикатора деловой активности — объем потребления электроэнергии и объем железнодорожных перевозок — подтверждают негативную динамику. В обоих случаях в первом полугодии зафиксировано снижение к аналогичному периоду прошлого года: 0,2 и 3,5% соответственно.
Некоторые эксперты склонны списывать стагнацию на внешние факторы. Отчасти это так, но, к примеру, в экономике Евросоюза наблюдается положительная динамика. Согласно данным Eurostat, в первом полугодии 2013 года ВВП стран Евросоюза снизился на 0,2%, однако во втором квартале наблюдается рост относительно первого квартала — ВВП прибавил 0,3%. Или вот самые свежие данные по США — реальный рост ВВП во втором квартале 2013 года составил 2,5% по сравнению с первым кварталом, говорится в пресс-релизе Бюро экономического анализа Министерства торговли США. Динамика показателя за прошедший квартал оказалась лучше прогнозов и первоначальной оценки в 1,7%.
Так что проблема, скорее всего, не столько во внешних причинах. Минэкономразвития, кстати, косвенно подтверждает это, более чем вдвое увеличивая прогноз по оттоку капитала из России — с 30 до 70 млрд долл.
Развитие российской промышленности в гораздо большей степени, чем внешняя конъюнктура, тормозят различные «ползучие» нефискальные способы отъема денег. Это постоянный рост тарифов естественных монополий, перекрестное субсидирование, избыточное регулирование вроде обязательного страхования опасных промышленных объектов.
В правительстве знают эту проблему, признают ее, но принимаемые для стимулирования экономики меры масштабу проблемы не соответствуют. Установление тарифов естественных монополий на уровне инфляции выглядело недостаточно действенным средством даже при прежних более позитивных макроэкономических прогнозах.
В 2012 году мы все стали свидетелями того, как отказ от повышения тарифов естественных монополий пропорционально сократил инфляцию. И сейчас экономика не получит от роста тарифов монополий ровным счетом ничего, все это увеличение в итоге в нее, в инфляцию, и перекочует. Сейчас, когда промышленность балансирует на грани рецессии, любой рост тарифов — это не что иное, как приговор экономике, и полумерами здесь точно не обойтись.
Промышленные предприятия уже пересматривают свои производственные и инвестиционные планы в сторону сокращения. Но дело в том, что свернуть проекты можно быстро, а вот положительные сигналы, особенно в нашей консервативной экономике, к быстрым эффектам не приводят. Для принятия соответствующих инвестиционных решений, по оценкам экспертов, требуется около двух лет.
В этой связи заморозка тарифов на один год, которая активно обсуждается сейчас, даст положительный эффект, но будет больше похожа на вызов «скорой помощи», в то время как для устойчивого оздоровления экономики требуется более продолжительный период.
По имеющимся оценкам, долгосрочная фиксация тарифов на уровне 2013 года позволит прибавить к текущему росту ВВП дополнительно около 1% ежегодно, при этом приблизительно около 1,5% составит прибавка к росту объемов промышленного производства, вырастут инвестиции в экономику. Эти меры также дадут положительный социальный эффект — произойдет ежегодный реальный рост доходов населения на уровне не менее 1%. В свою очередь, ликвидация перекрестного субсидирования может дать экономике дополнительный рост ВВП еще на 0,8% и практически удвоить рост объемов промышленного производства.
Убежден, что решение о стабилизации тарифов не приведет к существенным потерям для монополий, чьи чрезмерные инвестиционные и текущие расходы сегодня не критикует только ленивый.
Таким образом, у естественных монополий появится естественный стимул для оптимизации своей деятельности, а стабилизация затрат для энергоемких отраслей, то есть для наиболее производительного сектора экономики, позволит избежать рецессии и создаст необходимые возможности для экономического роста.
Александр Старченко, председатель наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии»