Штраф за «лишний» газ

13 февраля 2013 г.

«Газпром» хочет штрафовать независимых производителей газа и его потребителей за транспортировку «лишнего» газа. С министерствами этот вопрос еще не обсуждался, но потребители резко против

Вчера совет директоров «Газпрома» рассмотрел информацию об отношениях с независимыми производителями газа, сообщила компания. Один из вопросов, который обсуждался, – повышение эффективности использования газотранспортной системы (ГТС).

Сейчас нередки случаи, когда потребители заключают с независимыми производителями договоры на поставку газа в объемах выше своих потребностей и впоследствии отбирают меньше сырья, говорится в сообщении. В результате «лишний» газ оседает в ГТС, что затрудняет возможности выполнения заявок независимых производителей на транспортировку газа другим покупателям. Проблема оседания «лишнего» газа в ГТС довольно существенна, она носит сезонный характер и в той или иной степени характерна для всех независимых производителей, поясняет представитель «Газпрома». Такая ситуация сдерживает развитие российского рынка газа, предполагающего гибкость оказания услуг по транспортировке, подчеркивается в пресс-релизе компании.

В качестве решения этой проблемы «Газпром» предлагает вести «активную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы», в частности путем закрепления ответственности пользователей ГТС за соблюдение обязательств. Компания хочет создать систему коммерческой балансировки газа в ГТС, а для этого ввести принцип «транспортируй или плати» для договоров на транспортировку и «бери или плати» – на поставку. Эти принципы будут действовать, если превышаются допустимые отклонения продавцов и потребителей от объемов заявок на транспортировку и покупку газа. Внедрение такой системы будет стимулировать независимых производителей газа и их контрагентов соблюдать режим поставки и отбора газа, говорится в сообщении «Газпрома». Эту систему планируется ввести после 2015 г., сейчас «Газпром» готовит предложения, уточнил представитель компании. Но перед вводом коммерческой балансировки ГТС необходимо будет получить одобрение госорганов и ведомств, а также обсудить их с участниками рынка газа, добавил он. Конкретный размер санкций, как предполагается, будет устанавливать госрегулятор.

Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по тарифам пока не располагают информацией о разработке таких поправок «Газпромом», говорят их представители. Но этот вопрос может быть рассмотрен в будущем, сказал «Ведомостям» замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

«Газпром» давно работает по принципам «транспортируй или плати» и «бери или плати» в Европе, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Поэтому логично, что компания добивается их введения в России. Если «Газпром» будет взимать штраф за транспортировку газа при несоблюдении объемов поставки, тогда независимым производителям придется частично перекладывать эту ответственность на потребителей, прописывая условие «бери или плати» в своих контрактах, добавляет он. Новые правила в большей степени коснутся потребителей, считает представитель «Новатэка» Денис Соловьев. А директор по энергетике НЛМК и председатель наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александр Старченко утверждает, что введение принципа «бери или плати» приведет к дискриминации российских предприятий, потому что на многих рынках, где находятся заводы их конкурентов, этот принцип фактически не действует (даже если прописан в договорах). «Газпром», у которого сократилось потребление газа (по данным Минэнерго, потребление в России в 2012 г. сократилось на 7,4% до 459,5 млрд. куб. м), хочет решить свои финансовые проблемы за счет потребителей, собирая деньги за непоставленный товар, предполагает Старченко.

Тимофей Дзядко, Ведомости

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?