Высокие ставки на малую генерацию

1 октября 2012 г.

Дорогая электроэнергия заставляет промышленников строить собственные электростанции. К чему это приведет?
Россия наконец догнала и перегнала Америку. Только не в том направлении, в котором хотелось бы. В прошлом году цена на электроэнергию для промышленных предприятий в нашей стране впервые превысила уровень Штатов. И если прежде с неоправданным ростом тарифов можно было мириться, то теперь многие ищут способы сокращения издержек. И приходят к радикальным вариантам. Чтобы не зависеть от энергорынка, бизнесмены принялись сооружать теплоэлектростанции. Сегодня таких "сепаратистов" уже не один и не два. И тенденция набирает обороты. Однако есть сомнения в том, что она не захлебнется.
КИЛОВАТТ РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ
В следующем году в Ульяновской области немецкий концерн DMG запустит в эксплуатацию новый станкостроительный завод. Рядом разместятся солнечные панели, которые будут вырабатывать примерно 7-8% всех потребностей предприятия в электроэнергии. Член правления концерна Гюнтер Бахман говорит, что парк солнечных батарей нужен не ради экономии: традиционная энергия в России пока дешевле. "В данном случае нам важна репутация, и скорее на международном уровне, чем на местном", - объясняет он.
Подобных примеров у нас очень мало: "зеленый" имидж никого не впечатляет. Но собственной генерацией в последнее время промышленники обзаводятся активно. Скажем, весной в якутском городке Покровск начал работать завод базальтовых материалов, и обеспечивает его теплом и электричеством своя электростанция. Таких объектов малой мощности по всей стране, согласно данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), уже около 50 тыс. Они производят порядка 17 ГВт энергии - 8% общего объема.
Основной мотив "сепаратистов" -дорогая электроэнергия угрожает конкурентоспособности их продукции. За подтверждением этого тезиса далеко ходить не надо. В августе совет директоров UC Rusal Олега Дерипаски одобрил программу остановки алюминиевого производства на четырех заводах компании. Предприятия работают неэффективно из-за высокой стоимости энергии, что ведет к убыткам. Можно было бы площадки модернизировать, но это обоснованно лишь в том случае, если энергоресурс подешевеет вдвое. Однако ситуация развивается в обратном направлении.
За минувшие 10 лет цена 1 кВт-ч в России росла динамичнее, чем в тех же Штатах: увеличилась в 3 раза, тогда как в США - в 1,4. Теперь отечественные промышленники платят 2,2 рубля за 1 кВт-ч, а американские, в переводе на наши деньги, - 2,02. Причем стоимость ресурса у нас определяется не столько рыночными механизмами, сколько госрегулированием: правительство устанавливает тарифы на передачу энергии и инфраструктуру. И это дает повод считать систематическое повышение цен необоснованным. Так, в последние годы, по словам эксперта Энергетического центра Московской школы управления "Сколково" Игоря Ряпина, в стоимости для конечных потребителей стремительно рос "вес" транспортировки. "В 2011-м доля сетевой составляющей почти достигла 50% от средней цены электроэнергии на розничном рынке", - отмечает он. Другими словами, бизнесмены тратят все больше денег на инвестпрограммы двух госкорпораций: Федеральной сетевой компании ЕЭС и "Холдинга МРСК". Модернизировать инфраструктуру, разумеется, нужно, никто не спорит. Но в таком ли объеме? Председатель наблюдательного совета НП "Сообщество покупателей рынков электроэнергии" Александр Старченко рассказывал журналистам, что пытался найти еще хотя бы одну страну в мире, где транспортная составляющая в конечном тарифе была бы такова, как у нас. И не нашел. Более 15% потребители сетевикам не отдают.
Организуя собственное производство энергии, промышленники не только исключают из своих расходов стоимость транспортировки, но и экономят на присоединении к энергосетям. Так, в Московской области подключение 1 кВт электроэнергии может обойтись в сумму до 45 тыс. рублей. А 1 кВт -это ресурс, которого хватит лишь на то, чтобы прогреть до 22 °С комнату в 10 кв. м. "Собственная генерация сокращает эти затраты, а также расходы на строительно-монтажные работы. И в дальнейшем исчезает зависимость от колебаний цен", - подчеркивает замначальника Центрального проектного объединения при Спецстрое России Анна Цирульская.
Наряду с вышеперечисленными расходами промышленники несут еще и финансовое бремя так называемого перекрестного субсидирования. Принцип этого процесса достаточно прост: часть затрат на услуги по доставке энергии населению включается в цены для крупных промпредпри-ятий. То есть граждане платят меньше, потому что за них отдуваются владельцы заводов, а вовсе не государство. По данным Федеральной службы по тарифам, объем перекрестного субсидирования в прошлом году составил без малого 200 млрд рублей. А эксперты считают, что в действительности сумма намного больше. Все эти факторы и постоянная смена правил игры на рынке подталкивают бизнесменов к мысли, что отключиться от общей "розетки" и построить собственную электростанцию выйдет дешевле.
ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
Опыт тех, кто уже прошел путь обособления, доказывает обоснованность такого решения. Скажем, строительство котельной завода "Якутцемент" электрической мощностью 2 МВт и тепловой - 3,4 МВт окупится всего за три года. Атому самому Заводу базальтовых материалов в Покровске энергия с собственной электростанции с учетом сервисных расходов будет обходиться в 1,5 рубля за 1 кВт-ч. Это в 1,5-2 раза дешевле, чем сетевой тариф в Республике Саха (Якутия). Впрочем, для большинства подобных проектов экономия -не единственная причина.
Во-первых, локальную генерацию промышленники строят в основном там, куда не дотягиваются сети. "Ключевым фактором для развития малой энергетики является доступность инфраструктуры: чем труднее подключаться к сетям, чем дороже становятся услуги сбытовых и сетевых организаций, тем больше потребителей начинает смотреть в сторону малой генерации", -подтверждает эксперт-аналитик департамента исследований ТЭК ИПЕМ Аркадий Шафран.
К примеру, выделившаяся в 2012 году из "Северстали" компания Nordgold имеет восемь действующих золотодобывающих предприятий. Из них полностью автономны с точки зрения энергоснабжения всего три: два африканских рудника в Гвинее и Буркина-Фасо и "Нерюнгри-Металлик" на юго-западе Якутии. Исполнительный директор Nordgold Сергей Степанов отмечает, что в России централизованное энергоснабжение все-таки выгоднее собственной генерации. "В целом нас устраивают и качество услуг, и цены, - говорит он. - Для снижения издержек мы планируем вскоре начать покупку электроэнергии на оптовом рынке для рудников "Бе-резитовый" в Амурской области и "Холбипский" и "Ирокин-да", принадлежащие "Бурятзолоту". А на "Нерюнгри-Металлик" дизельные генераторы установлены просто потому, что подключить это месторождение к общей "розетке" сегодня невозможно. По той же причине компания планирует строить за 40 млн долларов угольную электростанцию мощностью 20 МВт для другого своего месторождения в Якутии - Гросс.
Во-вторых, своей генерацией обзаводятся те, у кого есть доступ к бесплатному сырью. В частности, "Печоранефтегаз" построила электростанцию на Восточно-Сотчемью-Талыйю-ском месторождении в Республике Коми и использует в качестве топлива попутный нефтяной газ, который выделяется в процессе добычи и перегонки углеводородов. В таком же выгодном положении - производитель золота и серебра "Полиметалл". В этом году компания запустила в Хабаровском крае Амурский гидрометаллургический комбинат (АГМК), на котором извлечение драгметалла из руды удалось превратить еще и в процесс обеспечения предприятия электроэнергией. Как объяснил управляющий директор "Полиметалл Инжиниринг" Валерий Цыплаков, на АГМК используется метод автоклавного окисления. Его суть состоит в разрушении сульфидных минералов под действием кислорода и высокой температуры и дальнейшем добавлении цианистых растворов. "В процессе образуется поток пара, несущий значительное количество тепла. Эту энергию было решено направить на теплоснабжение объектов Амурского комбината", - рассказывает г-н Цыплаков. По его подсчетам, годовая экономия при этом составляет около 12 млн рублей. То есть удаленность от энергосистемы и доступ к сырью - те факторы, которые привели к появлению большинства из всех 50 тыс. малых электростанций. Но это не означает, что данными причинами ситуация исчерпывается. Многие хотели бы обеспечивать себя энергоресурсами самостоятельно. Особенно это касается энергоемких предприятий. Но одного желания недостаточно.
НА ИГЛЕ
На UC Rusal приходится примерно 7% всего энергопотребления в России. По итогам второго квартала 2012-го доля энергозатрат в структуре расходов компании составила от 27 до 45% на разных заводах, поэтому вопрос стоимости ресурса для нее критичен. "По возможности мы принимаем участие в строительстве собственной генерации. Например, в рамках частно-государственного партнерства реализуем с "РусГид-ро" проект БЭМО - Богучанское энерго-металлургическое объединение", - рассказывает директор по работе с естественными монополиями UC Rusal Вадим Гераскин. Компании завершают возведение Богучанской ГЭС на реке Ангара и Богучанского алюминиевого завода, который станет одним
из основных потребителей энергии электростанции. Лишь такие варианты, в которых производитель и генерирующее предприятие работают в связке, доступны сейчас UC Rusal. Реализовать другие практически невозможно. И не только ему.
Сегодня в российском энергетическом секторе господствует не потребитель, а производитель энергоресурса. Несмотря на заявления чиновников о полной либерализации рынка, на самом деле влияние государства фактически не снизилось. И его цель, по сути, сводится к тому, чтобы обеспечить необходимый объем выручки генерирующим компаниям. "Сепаратисты" в данном аспекте видятся угрозой. Так, в прошлом году занимавший тогда пост министра энергетики Сергей Шматко заявил, что власти обеспокоены тенденцией ввода собственной генерации компаниями, в частности, нефтяного сектора. "Допустить массовое развитие этого явления мы никак не можем", - сказал он на одном из мероприятий. А рычагов для торможения тенденции у чиновников предостаточно.
Крупные потребители должны подписывать договор на предоставление мощности (ДПМ). Этот документ обязывает генерирующие предприятия возводить электростанции, а их клиентов - покупать ресурс, то есть, по сути, оплачивать эти стройки. Отключение от "розетки" означает необходимость пересмотра ДПМ. "UC Rusal мог бы создавать собственные мощности, однако Минэнерго не хочет ни расширять, ни изменять существующий список энергообъектов, которые должны строиться согласно договору. Несмотря на то что на рынке есть генерирующие компании, готовые отказаться от возведения своих объектов", - рассказывает Вадим Гераскин.
Вместе с тем утверждаются правила, ведущие к потере рентабельности локальных электростанций либо вовсе запрещающие создавать таковые. Например, Минэнерго пытается внести в один из законов поправки, которые обязывали бы бизнесменов получать одобрение на установку энергоблоков мощностью более 50 МВт. Также существует требование для генерации свыше 25 МВт выходить на оптовый рынок.
Препоны возводятся неспроста. Если тенденция наберет обороты, бремя перекрестного субсидирования будет касаться уже меньшего количества промышленных предприятий. Им не останется ничего другого, как повышать цену на свою продукцию, и это потащит инфляцию вверх. Вдобавок переход производителей на самообеспечение лишит генерирующие компании покупателей и, соответственно, средств на инвестиционные программы. Рыночные отношения, будь они приемлемы в энергетическом секторе, все эти перекосы выравняли бы. Но пока в отрасли доминирует государство. И ему придется столкнуться с серьезными проблемами, потому что промышленники намереваются отстаивать свои права. Во всяком случае, представители "Сообщества покупателей рынков электроэнергии" об этом уже заявляют.
НОВАЯ  НИША
Для того чтобы покупать электроэнергию дешевле, чем на оптовом рынке, сегодня уже необязательно строить собственную электростанцию. Это могут сделать и другие. В последнее время на малую генерацию обратили внимание сторонние инвесторы. Они предварительно договариваются с потенциальными покупателями о том, что установят энергоблоки и будут продавать вырабатываемую на них энергию со скидкой в обмен на обязательства гарантированно выбирать определенный объем. Проекты такого рода, где скидка к цене оптового рынка составляла 5%, известны экспертам Энергетического центра Московской школы управления "Сколково". "В одном случае промышленникам организовали газотурбинную установку, а топливо производилось на самом предприятии, - рассказывает эксперт центра Джек Нюшлосс. - Капитальные затраты составляли около 45 тыс. рублей на 1 кВт установленной мощности. Для инвестора объект окупался за семь с половиной лет".
ДОМОЙ на подзарядку
Все, кто бывал в современном Детройте, знают, что его не зря называют городом-призраком. Когда-то он был одним из богатейших в США, поскольку здесь работали ведущие автомобильные концерны страны. Но кто-то разорился во время нефтяного кризиса 1973-го, а кто-то ушел искать страну, где собирать машины дешевле. Очень многие американские корпорации производят за рубежом больше, чем на родине. Однако в последнее время они стали возвращаться. Такие монстры, как General Electric и Caterpillar Inc., расширяют свои мощности дома. Аналогично поступают и предприятия помельче. Консалтинговая компания Accenture Pic в исследовании "Эффективное, динамичное и клиентоориентированное производство. Новые возможности для роста" доказывает эту тенденцию. Специалисты Accenture опросили 81 топ-менеджера американских компаний с оборотом больше 2 млрд долларов. Все эти предприятия работают в таких секторах, как промышленное производство, потребительские товары, электроника, автомобилестроение, космическая индустрия. По словам респондентов, за последние два года 65% из них уже перенесли часть своих мощностей в Штаты, еще 43% планируют сделать это в течение следующих двух лет. Происходит это не из патриотических соображений. В США в результате "сланцевой революции" развивается тенденция к сокращению стоимости электроэнергии для всех категорий потребителей. А дешевые энергоресурсы позволяют значительно снизить издержки, невзирая на то что рабочая сила остается дорогой.

МАРИЯ ПРИХОДИНА, НАТАЛИЯ ТЕЛЕГИНА, Журнал РБК

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?