В тарифы доложат долгов
4 марта 2024 г.Как выяснил “Ъ”, ФАС предлагает разрешить включать в сетевые тарифы долги обанкротившихся гарантирующих поставщиков энергии. «Россети» (MOEX: FEES) поддерживают идею, оценивая объем накопившихся долгов в 20 млрд руб. Существенная задолженность, по данным “Ъ”, приходится на Тверскую, Архангельскую, Вологодскую области и Туву. Поправка может коснуться и структур «Россетей», которые ранее выполняли функции сбыта на Северном Кавказе. Потребители выступают против, считая возникновение долгов «следствием недосмотра регулятора и сетевой компании».
ФАС хочет разрешить сетевым компаниям включать в тарифы на передачу электроэнергии долги гарантирующих поставщиков (ГП, основной энергосбыт в регионе), находящихся в процедуре банкротства. В частности, в расчет тарифов могут войти расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, на обслуживание ссуд на покрытие недостатка средств при просрочке платежей со стороны ГП, «включая просроченную задолженность предыдущих лет», говорится в проекте документа на regulation.gov.ru. Существенный размер долгов ГП, по данным “Ъ”, приходится на Тверскую, Архангельскую и Вологодскую области, а также Туву.
Сейчас регулятор может включать в тариф расходы на формирование резерва по сомнительным долгам только прямых потребителей, но не более 1,5% от выручки. В новых правилах, касающихся долгов ГП-банкротов, нет ограничений по объему расходов.
Судя по документу, сетевая компания сможет направлять на покрытие долгов ГП амортизационные отчисления, учитываемые в тарифе. Но в исходной концепции механизма «целевой амортизации» предполагалось, что сети смогут направлять отчисления только на инвестпрограмму и ремонты.
Кроме того, ФАС может разрешить включать в необходимую валовую выручку (НВВ) сетевой компании расходы на списание долгов, возникших «в период исполнения сетевой организации функций ГП». Например, сбыты-банкроты «Каббалкэнерго», «Калмэнергосбыт», «Карачаево-Черкесскэнерго» были дочерними организациями «Россетей» и имели статус ГП, но в 2021 году лишились его из-за долгов перед оптовым рынком. Сетевые компании не могут заниматься сбытовой деятельностью, но ГП на Северном Кавказе передали «Россетям», поскольку других претендентов на них не нашлось.
В «Россетях» считают, что инициатива позволит решить проблему, которая «накапливалась годами». По оценкам компании, долги ГП, которые по текущим правилам не включаются в тариф, составляют около 20 млрд руб.: «По сути, эти средства должны были быть направлены на содержание и развитие электросетевого комплекса, но не были получены и выведены из оборота недобросовестными сбытами». В ФАС уточнили “Ъ”, что «подтвержденные затраты могут быть включены в "закрытый" перечень расходов на амортизацию, что позволит исключить эти расходы при формировании НВВ на последующий период и сдержать тарифную нагрузку».
В «Сообществе потребителей энергии» подчеркивают, что они «не должны повторно платить за услуги электроснабжения».
Чаще всего долг и последующее банкротство ГП, в отличие от долга прямого потребителя,— следствие недосмотра регулятора, наделившего сбыт статусом ГП, и сетевой компании, подчеркнули там: «Проблема таких долгов должна решаться тем же составом — государством с его механизмами субсидий, налоговых и прочих послаблений и сетями с их предпринимательской прибылью».
Директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим отмечает, что документ ФАС позволяет распределить компенсацию долгов ГП через тариф на пять лет, а для особых случаев — дополнительно продлить рассрочку, заключив регуляторное соглашение. Эксперт полагает, что норма не приведет к заметному изменению тарифов: «Возможность использования амортизационных отчислений, в том числе на формирование резерва по сомнительным долгам, позволит устранить разногласия между сетями и регуляторами в процессе утверждения инвестпрограмм и оптимизировать тарифную нагрузку при формировании источников компенсации просроченной задолженности ГП».
Полина Смертина
Газета «Коммерсантъ» №38/П от 04.03.2024