Валерий Дзюбенко: «Пришло время более взвешенных оценок объемов потребления, состояния оборудования, возможностей рынка, доступности технологий, механизмов финансирования»

10 января 2024 г.

Уходит 2023 год. Каким он был для отрасли и что отрасль ждет в будущем 2024 году, прокомментировали представители ведущих российских энергетических компаний. Редакция журнала «Тепловичок Today» задала вопросы отраслевым экспертам:

1. Что больше всего запомнилось в прошлом году, что повлияло или еще повлияет на развитие сферы, в которой вы работаете?
2. Каких изменений ждете или на какие надеетесь в предстоящем году?
3. Какую главную задачу перед собой ставите, что хотите изменить в вашей сфере в предстоящем году?


ВАЛЕРИЙ ДЗЮБЕНКО, директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» (СПЭ):

«Пришло время более взвешенных, реалистичных и системных оценок объемов потребления, состояния оборудования в динамике, возможностей рынка в целом и потребителей в частности, доступности технологий, всех возможных механизмов и источников финансирования»

1. Общий для всех вовлеченных в процессы запрос на изменения. И регуляторы, и генерация, и сетевые компании, и энергоемкие потребители — перешли от общей неопределенности к концентрации ресурсов и постановке новых целей. Нас убеждают в необходимости масштабных инвестиций в отрасль. В необходимости обновлений мы не сомневаемся — потребители лучше всех понимают свою зависимость от состояния инфраструктуры. Сомнительны объемы и способы обеспечения обновления. Планирование по устаревшему административно-императивному сценарию — строить как можно больше и гарантировать окупаемость за счет прямых платежей потребителей по ДПМ-образным обязательствам в генерации и навязывания кабальных условий в сетях — не соответствует сегодняшнему и тем более, завтрашнему уровню развития отрасли.

2. Пришло время более взвешенных, реалистичных и системных оценок объемов потребления, состояния оборудования в динамике, возможностей рынка в целом и потребителей в частности, доступности технологий, всех возможных механизмов и источников финансирования. Нужно повышать точность основы планирования — прогноза потребления. Да, сделать точный прогноз с высоким уровнем сбываемости сложнее, чем просто учесть заявки на техприсоединение или выставить СИПР на общественное обсуждение, но и польза от него неизмеримо выше.

3. Надеемся на содержательное обсуждение новых источников финансирования замещения выбывающей генерации.

Среди предлагаемых нами: прямые инвестдоговоры с участием потребителей на строительство генерации, частно-государственное партнерство, дифференцирование платежей промышленности (дефициты мощности можно покрывать за счет эффективного тарифного меню для потребителя). Надо создать условия для привлечения долгосрочного банковского финансирования, для чего перестать постоянно пересматривать «правила игры», использовать разнообразные финансовые инструменты, включая налоговые, а также шире задействовать меры поддержки промышленности.

Во вторых, пора уже решать проблему перекрестного финансирования. В этом году регуляторы в очередной раз попробовали подтолкнуть регионы к сокращению «перекрестки», объявив введение дифференцированного тарифа для населения необходимым условием для получения разрешения ФАС на превышение предельного размера перекрестного субсидирования.

Мы сразу не разделяли опасения, что это приведет к увеличению стоимости электроэнергии для обычного населения. Стоимость электроэнергии могла вырасти только для потребляющих ее существенно выше уровня, предельного для бытовых нужд — например, для «серого» май нинга и в коммерческих целях. У основной же части бытовых потребителей стоимость электроснабжения не должна измениться. Как показала практика, в этом тарифном цикле большинство регионов воспользовалось возможностью формального введения дифтарифов с минимальным сокращением перекрестного субсидирования, в результате за нелегалов от майнинга и обеспеченных, предприимчивых потребителей платит промышленность и — через увеличение цены товаров и услуг — люди со средним и низким доходом.

В‑третьих, нас настораживают последние инициативы «Россетей» — требование оплаты по максимальной мощности для новых присоединений или «платный отказ» от услуг сетевой монополии. Стране нужно инвестировать и развивать новые производства для импортозамещения продукции, а госмонополия предлагает создать дополнительные барьеры для инвестиций. Ресурс наращивания тарифов исчерпан — ни потребители, ни экономика этого не вывезут. Что делать? Вести диалог с государством об ассигнованиях — либо за счет бюджета, либо через допэмиссию.

Знаем, что менеджмент «Россетей» такой диалог начал, ждем результатов.

PDF

Материал в PDF

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?