Потребители дуют на все

28 сентября 2020 г.

Промпотребители продолжают протестовать против разработанного Федеральной антимонопольной службой (ФАС) механизма, позволяющего задним числом возвращать генобъектам статус вынужденной генерации. В правительстве уверяют, что под действие обсуждаемых изменений в Правила ОРЭМ попадает лишь одна станция РусГидро – Уренгойская ГТЭС мощностью 72 МВт. Это решение обойдется потребителям в 368,4 млн рублей в год, включая переплату в КОМ, подсчитали потребители. Но большее беспокойство у покупателей энергии вызывает возможность дальнейшего расширения списка вынужденных генераторов задним числом.

Директор Ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев направил в ФАС письмо (от 10 сентября, копия есть у "Перетока"), в котором попросил антимонопольный орган снять с рассмотрения проект поправок в Правила ОРЭМ, позволяющим, по решению кабмина, присваивать отдельным электростанциям статус "вынужденного генератора" задним числом. Предлагаемые корректировки касаются генобъектов, которые утратили статус вынужденной генерации с 2020 года, но позже получили его вновь по специальному решению правительства. Эти электростанции смогут получать плату за мощность с учетом выпадающих доходов за тот период, пока у них не было статуса.

Как сообщили "Коммерсанту" в конце августа в Минэнерго и в "Совете рынка", постановление было разработано под конкретную электростанцию – Уренгойскую ГТЭС мощностью 72 МВт компании "Передвижная энергетика" (входит в РусГидро). Проект постановления будет распространяться на генобъекты в особых климатических и географических условиях, обеспечивающих занятость людей и снабжение труднодоступного энергоузла, пояснял изданию замглавы ФАС Виталий Королев.

ГТЭС РусГидро должна будет получить спецстатус на 2020-2021 годы. Оплата мощности "вынужденной" генерации постфактум, при отсутствии учета ее объемов в конкурентном отборе мощности (КОМ), искажает ценовые результаты КОМ на соответствующий год, указывает в своем письме г-н Киселев. Отсутствие станции в реестре геноборудования, учтенного в КОМ, свидетельствует об отказе поставщика от продажи мощности, "в том числе через отказ от подачи заявки на КОМ или намеренное указание завышенной цены в заявке относительно ценовых параметров отбора". Так, неучастие Уренгойской ГТЭС (располагаемой мощностью 60 МВт) в отборе на 2020 год приводит к повышению цены КОМ в первой ценовой зоне (1-я ЦЗ – Центр и Урал) на 2,5 рубля за 1 МВт для всей отобранной мощности, при этом совокупный годовой платеж увеличится на 158,4 млн рублей, подсчитали в ассоциации.

Помимо неучтенной в КОМ мощности предлагаемая корректировка Правил ОРЭМ создает и другие проблемы, в частности, она может стать основанием для отмены или пересмотра результатов КОМ на 2020 год, указывают в "Сообществе потребителей энергии". Кроме того, новые потребители, выходящие на рынок 1-й ЦЗ в 2021 году, фактически будут оплачивать "прошлую" мощность 2020 года, которой никогда не пользовались и не могли воспользоваться. В теории генераторы получат юридическую возможность оспаривать решение правительства и добиваться включения в перечень своих объектов, говорят потребители. Правда, они сами сомневаются в перспективе подобных судебных тяжб.

"Проект создает благоприятные правовые условия для подачи генкомпаниями притворных заявок на вывод энергоблоков из эксплуатации с целью получения повышенных платежей за мощность в статусе "вынужденной" генерации без реального намерения прекратить функционирование объекта, – отмечается в письме ассоциации в ФАС. – Проект изменений распространяет свое действие на все генобъекты 1-й ЦЗ, которые утратили статус "вынужденной" генерации с 2020 года, совокупной мощностью около 2,57 ГВт. Это создает правовой прецедент, указывающий генкомпаниям на возможность максимизировать свою прибыль через получение статуса "вынужденной" генерации постфактум, без прекращения функционирования объекта… Потребители будут вынуждены напрасно оплачивать невостребованные на практике замещающие мероприятия в электросетевом комплексе, а также повышенную цену КОМ".

Проект ФАС не соответствует Правилам ОРЭМ в части процедуры отнесения объектов к "вынужденной" генерации. Некорректен и механизм расчета объема оплаты мощности – компенсация затрат будет производиться в полном объеме, несмотря на низкую востребованность этих мощностей, указывают потребители. В ассоциации также говорят о процедурных нарушениях: срок общественного обсуждения был необоснованно сокращен разработчиком до 15 дней (истек 7 сентября), а сам проект не содержит необходимой оценки регулирующего воздействия, которую должно представить Минэкономразвития по инициативе разработчика (в данном случае ФАС).

В правительстве предпочитают не комментировать вопрос о присвоении статуса мощностям, неучтенным в КОМ, но полагают, что опасения потребителей излишни. В проекте поправок в ОРЭМ четко указаны сроки: поправки касаются лишь мощностей, лишившихся вынужденного статуса в 2020 году, за базу расчета берутся цены 2019 года. При этом перечень станций, которые получают спецстатус задним числом, "устанавливается Правительством РФ не позднее 1 августа предшествующего года". Отдельного документа по конкретной электростанции на рынке не видели (вероятно, в нем прописана только Уренгойская ГТЭС РусГидро), но, как говорят в кабмине, никаких массовых раздач статуса не планируется. Речь идет лишь об одной станции, которая из-за бюрократической нерасторопности не получила статус своевременно, предполагает один из собеседников "Перетока".

Той же версии придерживается источник, близкий к РусГидро. До 2020 года Уренгойская ГТЭС работала на рынке, собственник собирался выводить объект из эксплуатации. Но в прошлом году выяснилось, что станция необходима для поддержания надежности – РусГидро подавало документы на присвоение статуса вынужденной генерации, но в процессе бюрократических согласований заявка ГТЭС "потерялась", поэтому и потребовался спецпроект ФАС, говорит собеседник "Перетока". Никакие замещающие мероприятия для вывода станции начать не успели, добавляет он.

Стоит отметить, что в распоряжении правительства (№ 1330-р) от 20 июня 2019 года указано, что в 2022-2024 годах шесть 12-мегаваттных блоков Уренгойской ГТЭС будут отнесены к вынужденной генерации, "но не ранее вступления в силу Схемы и программы развития (СиПР) ЕЭС, учитывающих продолжение эксплуатации генобъекта в 2022-2024 годах". Обновленная СиПР на 2020-2027 годы пока не утверждена, говорят потребители. Они опасаются, что из подписанной версии документа могут "выпасть" конкретные годы, что сделает "лазейку" бессрочной. Подобные прецеденты уже были: в 2013 году нормативка по ВИЭ вообще не публиковалась для общественного обсуждения, и участники рынка оказались перед свершившимся фактом, вспоминают в "Сообществе потребителей энергии", предлагая полностью отказаться от изменений, инициируемых ФАС.

 

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?