Бизнес хочет сэкономить на электроэнергии
29 апреля 2020 г.Промышленность просит власти в два раза снизить цену на мощность.
По данным “Ъ”, крупная промышленность просит вице-премьера Юрия Борисова вдвое сократить цену на мощность до конца года, чтобы сдержать общий рост стоимости электроэнергии. Однако выпадающие доходы энергетиков придется возмещать за счет бюджета, предупреждают генерирующие компании. Предложение потребителей неосуществимо, соглашаются аналитики.
«Сообщество потребителей энергии» (объединяет крупные промышленные предприятия) направило письмо вице-премьеру Юрию Борисову с предложениями по поддержке энергоемких предприятий на фоне снижения цен на их продукцию (письмо от 27 апреля есть у “Ъ”). Директор ассоциации Василий Киселев в письме предлагает «до конца года снизить уровень оплачиваемого максимума мощности до половины от планового расчетного уровня», а также ввести мораторий на новые решения, повышающие энергоцены. Это позволит ограничить рост конечной цены на электроэнергию в 2020 году на 9 процентных пунктов, до уровня не выше 3%, говорится в письме.
Плата за электроэнергию в России состоит из двух частей: стоимости самой электроэнергии на конкурентном рынке на сутки вперед (РСВ), а также стоимости мощности, состоящей в основном из различных нерыночных надбавок. Цена на РСВ падает при сокращении потребления, однако общая сумма оплаты мощности не зависит от спроса, снижается он или растет.
По расчетам «Сообщества потребителей энергии», при ожидаемом снижении пикового потребления мощности в Единой энергосистеме России на 12–14 ГВт, или 8–12%, удельная цена мощности увеличится в среднем на 20% к текущему уровню. Например, в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) цена мощности может вырасти с 870 тыс. руб. до 1 млн руб. за 1 МВт в месяц. При этом рост конечной цены электроэнергии может превысить 12% с учетом плановой индексации сетевого тарифа и роста платежей на оптовом рынке из-за планового ввода новых мощностей, отмечает Василий Киселев.
Генерирующие компании ожидаемо возражают против подобных идей. В «Совете производителей энергии» (СПЭ, объединяют крупные генкомпании) сообщили “Ъ”, что цена на электроэнергию за 2009–2019 годы росла более низкими темпами, чем на другие промышленные товары: в среднем на 5,9% в год, тогда как цена на алюминий — на 9,2%, черные металлы — на 7,8%. Но энергетики не предлагают ввести повышенные налоги на промышленность или обязать ее больше инвестировать в экономику, отметили в СПЭ. «Предлагаемые меры приведут либо к субсидированию крупных потребителей за счет электро- и теплоэнергетики, либо к перекладыванию необходимых затрат энергокомпаний на бюджет РФ. В результате бюджет будет должен поддержать крупных потребителей, в то время как было бы правильно адресно поддерживать наиболее пострадавших потребителей — население, представителей малого и среднего бизнеса, который вынужден прекратить работу»,— подчеркнули в СПЭ. В Минэнерго, ФАС, Минэкономики не ответили на запрос “Ъ”, в «Совете рынка» (регулятор энергорынков) отказались от комментариев.
Сократить вдвое платежи за мощность в рамках текущей рыночной модели невозможно, принцип take-or-pay здесь является базовым, говорит партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев. Источником компенсации выпадающих доходов генераторов в этом сценарии может быть бюджет, но в такое решение сложно поверить, полагает эксперт. По его оценкам, в апреле-мае прирост конечной цены электроэнергии ограничится 5–6%, затем при условии снятия большинства ограничительных мер она вернется на базовый уровень. Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что цена на электроэнергию в России и так довольно низкая, и попытка увеличить субсидии экономике со стороны отрасли приведет к ее недофинансированию и снижению надежности.